Исполняется песня Бориса Новикова «РОДНОЕ СЕЛО»

Среди лесов, среди полей
Стоит село святое.
Оно других мне всех милей:
Оно мое родное.
Там жили-были мать и дед
Недавнею порою.
Я им гляжу как будто вслед,
Когда иду тропою.
Идет ли снег, шумит ли дождь
Иль сон плохой мне снится,
Я все хочу забросить прочь -
В Оранки возвратиться.
Там снова печку истопить,
Водой святой умыться.
Быть может, свечку засветить
И Богу помолиться.

 

В своей книге «История села Оранки» местный краевед Иван Яковлевич Степанов посвятил культурной жизни села в начале ХХ века целую главу. Приводим отрывок из нее, при этом учитывая антирелигиозные настроения автора.

 

« Село Оранки не обошла стороной культурная революция – составная часть Октябрьской социалистической революции. В.И.Ленин придавал огромное значение культурной революции в деле социалистического строительства. «Без ликвидации культурной отсталости населения, - говорил он, - без поголовной грамотности, без достаточной степени толковости, без достаточной степени приучения населения к тому, чтобы пользоваться книжками, и без материальной основы этого, без известной обеспеченности, скажем, от урожая, от голода и.т.д., без этого нам своей цели не достигнуть» (В.И.Ленин, т.45, стр.372).

Жители села Оранки до середины ХIХ столетия были сплошь неграмотными. Лишь со второй половины этого столетия несколько мальчиков стали учиться грамоте в местной крошечной школе. Подавляющее число детей было лишено возможности учиться, так как нужда заставляла крестьян пользоваться трудом своих детей с малых лет в хозяйстве, на огороде, нянчить маленьких детей и т.д. и не позволяла им учить своих детей.

Темнота, невежество, патриархальная косность и религиозные традиции, которые поддерживались политикой царского правительства в деревне, являлись большим тормозом распространения грамотности и знаний среди крестьянского населения.

После постройки земством Нижегородской губернии в селе Оранки в 1911 году нового здания школы, более просторного, с шестью учебными классами, в ней стало учиться большинство детей Оранок. Однако все равно около четверти детей школьного возраста оставались неграмотными.

Школа давала трехклассное  начальное образование, то есть детей учили читать и писать, производить простые арифметические действия; школьники заучивали несколько стихотворений и басен. Значительное учебное время отводилось зазубриванию «Закона Божьего», разных библейских притч, церковного календаря и т.п., а также штудированию родственных связей российского императорского дома. Получение среднего, а тем более высшего, образования для крестьян было заказано.

Из оранских детей смогли учиться в Нижегородской гимназии лишь две дочери местного кулака А.В.Марахова. С большим трудом закончил учительскую семинарию сын оранской крестьянки Чернышев Иван Васильевич, проявивший упорное стремление к учебе.

Октябрьская социалистическая революция предоставила возможность крестьянским детям учиться в средних и высших учебных заведениях. Плотина темноты и невежества была прорвана, и дети простых людей, как вешняя вода в половодье, устремилась к свету учения, к знаниям.

В Оранках была открыта средняя школа, называвшаяся в то время школой 2-й ступени. В школе был создан достаточно квалифицированный и работоспособный учительский коллектив, который передавал знания ученикам в полном объеме среднего образования. На высоком уровне преподавал математику и физику заведующий школой Иван Васильевич Чернышев. Превосходно вел уроки и практические занятия по химии и биологии учитель Иван Иванович Дмитриев, окончивший Московский университет. Историю и географию преподавал учитель Александр Федорович Примаков, который впоследствии стал ведущим преподавателем Института усовершенствования учителей в Горьком. Преподавателем немецкого языка была Агриппина Александровна Сабанеева, жена И.В. Чернышева. Преподавания русского языка и литературы в школе не было из-за отсутствия преподавателя.

Многие ребята и девчата Оранок, окончившие начальную сельскую школу, стали продолжать учиться в школе 2-й ступени, стремясь получить среднее образование. В 1921 году из-за отсутствия полного штата учителей, школа 2-й ступени в селе Оранки была закрыта: в школьном здании снова стала функционировать начальная школа, а затем школа колхозной молодежи (ШКМ) с семилетним образованием.

В середине 20-х годов в Оранках открылась профессионально-техническая школа, в которой, после окончания начальной школы, учились девушки швейному делу, а подростки-мальчишки – столярному. Она давала ученикам неполное среднее образование. После закрытия Оранской средней школы многие ученики-ребята и девушки продолжали учиться в средних школах  села Каменки,  Дальнего-Константинова и Нижнего Новгорода.

Получив среднее образование, крестьянские сыновья Кибирев Александр, Домнин Павел, Матвеев Андрей, Астафьев Иван продолжили учебу в высших учебных заведениях Нижнего Новгорода. Впоследствии они посвятили свою жизнь преподавательской работе в сельских школах.

Оранские девушки: Приписнова (Кибирева) Екатерина, Осипова (Лобанова) Мария, Осипова (Шошова) Татьяна, Маврина (Языкова) Зинаида после окончания учебы в средних школах и краткосрочных курсов также стали учителями в сельских начальных школах в селе Оранки и окрестных деревнях, а Тарасова Елизавета стала воспитательницей в детском саду.

Таким образом, уже в начале 20-х годов значительная группа оранской молодежи включилась в работу по ликвидации неграмотности в деревне, она несла в крестьянские массы знания и культуру. Следует отметить, что лишь при Советской власти могла появиться целая учительская династия Кибиревых. Это – Александр Николаевич и его жена Екатерина Васильевна, Алексей Николаевич и его жена Надежда Степановна, Екатерина Николаевна и Евдокия Николаевна. Дети Александра Николаевича и Екатерины Васильевны -  Ирина, Елена и Мария - также пошли по пути своих родителей.

Многие из их учеников стали квалифицированными, добросовестными рабочими и крестьянами, педагогами и врачами, инженерами и научными сотрудниками, офицерами Советской Армии. Ученик Кибиревой Екатерины Николаевны – московский рабочий Тихомиров Владимир Порфирьевич являлся членом ЦК КПСС. Ученица Кибиревой Евдокии Николаевны – Колесова Тамара Сергеевна – стала врачом  высшей квалификации, кандидатом медицинских наук.

Не могу не сказать несколько слов о Грачеве Николае Ивановиче и Кибиреве Владимире Константиновиче, сыновьях оранских крестьян-бедняков.      Отец Грачева Н.И. – Грачев Иван Иванович - погиб на фронте гражданской войны. Трудно было вдове Ольге Николаевне Грачевой (Кибиревой) растить маленького Колю в тяжелые годы гражданской войны. Помогали Ольге ее родители – бабушка и дедушка Коли. Но вот бабушка вскоре умерла (в 1922 году), и  Колю пришлось отвести жить в детский дом.

Дальний родственник Грачевых, Рогожин Федор, пророчил Коле судьбу деревенского пастуха. Крепко ошибся этот человек, эсеровский последыш. При старой, буржуазной власти в России, конечно, судьба сироты Коли была такой, как говорил Рогожин. Однако Октябрьская революция в корне изменила положение и, следовательно, судьбу простых людей из рабочих и крестьян.

Несмотря на исключительно трудные условия жизни, Ольга Николаевна в 1926 году окончила Нижегородский медицинский техникум и стала квалифицированной акушеркой. А смышленый, способный к учебе Коля закончил Хвощевскую ШКМ, потом среднюю школу в г. Богородске, после чего поступил учиться в Горьковский политехнический институт. Отечественная война с фашистской Германией не дала ему возможности окончить институт:        в 1941 году с четвертого курса он ушел на фронт, в боях под Сталинградом был тяжело ранен. После войны Николай Иванович получил высшее образование в Ленинграде, а затем закончил аспирантуру, защитил диссертацию на звание кандидата технических наук. Работал преподавателем в одном из ленинградских институтов, затем секретарем райкома КПСС в Ленинграде.

В 1954 году Николай Иванович был направлен ЦК КПСС на руководящую работу в Комитет Государственной Безопасности СССР. Многие годы своей жизни Николай Иванович отдал работе в органах советской разведки и контрразведки, подготовке и воспитанию чекистов-разведчиков. Полковник КГБ в отставке Николай Иванович Грачев  умер в Москве 27 сентября 1993 года.

Кибирев Владимир Константинович родился в 1936 году в г. Дзержинске Горьковской области. Отец его, Константин Иванович Кибирев - бедный крестьянин, пастух. В начале 30-х годов из Оранок выехал в Дзержинск на работу на одном из химических заводов. В Отечественную войну он погиб в боях на фронте. Владимир в условиях тяжелого материального положения в военное и послевоенное время получил среднее образование. Затем учился в Киевском Госуниверситете, по окончании которого был направлен на работу в научно-исследовательский институт в г.Киеве. Кибирев В.К. - специалист- химик высшей квалификации, доктор химических наук.

Большую роль в строительстве социалистической культуры сыграли культурно-просветительные организации, которые стали создаваться после Октябрьской революции.

Особое значение В.И.Ленин придавал образованию и воспитанию крестьянства в связи с кооперированием крестьян. Он рекомендовал создавать на селе широкую сеть культурно-просветительных учреждений, предлагал привлекать к этому делу интеллигенцию. Их задача состояла в том, чтобы распространять среди крестьян политические и научные знания, пропагандировать достижения науки, искусства и техники, организовывать культурных отдых жителей села.

Коммунисты Оранок прилагали много усилий к созданию такого учреждения в своем селе. Еще в декабре 1918 года они приняли решение об организации обучения коммунистов с целью «поднятия в каждом члене партии духа коммунизма». 8 ноября 1920 года, в  третью годовщину Октябрьской революции, в Оранках была открыта «Школа высших знаний памяти Октябрьской революции», переименованная затем в «Оранский народный университет».

Инициаторами и активными участниками создания народного университета были коммунисты местной ячейки РКП(б), некоторые члены сельскохозяйственной артели «Пчела» и учителя Оранской школы второй ступени. Руководство университетом осуществлялось на демократических началах, через академический и попечительский советы. Общее направление его деятельности обсуждалось на собраниях учащихся и слушателей. В университет принимались жители Оранок не моложе 16 лет, обладавшие хотя бы небольшой грамотностью. Большой энтузиазм в работе университета проявили учителя Оранской школы во главе с ее заведующим Чернышевым И.В.

Без оплаты этой работы, в тяжелейших условиях материальных лишений и голода, существовавших в то время, они проводили занятия в университете по математике, физике, химии, зоологии, ботанике, истории и географии.

В начале 1921 года были созданы подготовительные курсы для малограмотных. Для широкого круга населения силами университета с привлечением лекторов из Нижнего Новгорода в Народном доме села устраивались два раза в неделю лекции о положении в республике и на иные актуальные темы, а также громкие чтения газет и другой литературы. Население особенно привлекали лекции на антирелигиозные темы, которые увязывались с реакционной и антисоветской деятельностью монахов Оранского монастыря. Желающих учиться в университете и посещать лекции было много, люди слушали лекции весьма охотно.

Первое время занятия учащихся университета проходили в местной школе, но они очень стесняли работу с учениками. Возникла проблема обеспечения университета другим учебным помещением. Проявила значительную энергию и настойчивость в решении этой проблемы Оранская партийная ячейка коммунистов и, в первую очередь, коммунист Ковалев И.М. Оранский сельский  Совет и партячейка предложили архимандриту Аркадию полностью освободить двухэтажный корпус монастыря, называемый «красный» (он был построен из красного кирпича), в котором в отдельных комнатах жили монахи. Это безболезненно для них можно было сделать, переселив монахов в свободные комнаты другого корпуса, поскольку к этому времени количество их в монастыре было незначительным.

Однако архимандрит Аркадий наотрез отказался освободить корпус. В своем рапорте архиепископу Нижегородскому в январе 1921 года он заявил, что « братия считает этот корпус вправе оставить за собой…» И далее указывает: «…местный Совет с участием ячейки коммунистов не переставал преследовать своей цели об этом корпусе». Архимандрит просил заступничества архиепископа. (ГАГО, ф.276, д.106, стр.4-5).

Между тем, архимандрит Аркадий должен был знать, и он знал, что все помещения монастыря, согласно Декрету об отделении церкви от государства, находились под управлением местной власти, а не руководства монастыря. Таким образом, его отказ освободить «красный корпус» для народного университета являлся противозаконным. Действия архимандрита означали лишь то, что он в силу своих реакционных воззрений всеми силами стремился затормозить стремление простых крестьян к знаниям.

Вопрос решило письмо Нижегородского уездного отдела соцобеспечения, в ведении которого в то время находились все жилые помещения монастыря, от     31 января 1921 года в адрес архимандрита монастыря, которое гласило: «…освободить весь «красный» корпус для нужд Оранского народного университета». Копия письма была направлена Оранской ячейке РКП(б), поскольку реально только она смогла незамедлительно обеспечить выполнение требования отдела соцобеспечения. В феврале 1921 года «красный» корпус был освобожден, и в нем разместился Оранский народный университет. (ГАГО, ф.588, д.438, стр.12-13).

В целях сочетания общего образования и трудового обучения, народный университет приступил к организации мастерских (слесарной и кузнечной) и химической лаборатории, для чего отдел соцобеспечения передал в его распоряжение дом-водокачку монастыря со всеми принадлежностями и инструментом.

Для проведения практических занятий слушателей университета по ведению сельского хозяйства использовались скотный двор на монастырском хуторе, плодовый сад и пчельник, конфискованные раньше у монастыря. Для слушателей университета предлагалось проводить занятия по изучению строительства коллективных хозяйств на селе, организации их труда и проводимых агротехнических мероприятий, используя при этом опыт работы Оранской сельскохозяйственной артели «Пчела» и совхоза «Алексеевский». Преподавателями и слушателями университета была заложена основа местного краеведческого музея, для чего поручалось собирать для него естественно исторические материалы.

Еще до создания народного университета в Оранках был организован драматический кружок. Активными участниками его организации являлись опять учителя Оранской школы 2-й ступени: Чернышев Иван Васильевич и его жена Агриппина Александровна, Дмитриев Иван Иванович, Шебуев Георгий Андреевич и его жена Надежда Владимировна. Для участия в спектаклях привлекались и другие учителя школы, а также учителя других ближайших деревень. Многие деревенские жители, в частности, Шмонин Василий Павлович, Тихонов Василий Иванович, Ковалев Иван Михайлович, Маврин Иван Михайлович, Калашникова Наташа также принимали живейшее участие в постановке спектаклей как самодеятельные артисты. В массовых сценах спектаклей участвовали школьники и молодежь села.

Руководителем драмкружка и режиссером спектаклей, которые он ставил, был Владимир Николаевич Никитин, в прошлом профессиональный артист Нижегородского драматического театра. Никитин стал постоянно жить в Оранках, сельсовет предоставил ему одну из комнат в монастырском корпусе.

Участники драматического кружка показывали незаурядные артистические данные и ставили на сцене такие серьезные спектакли, как «Гроза», «Бедность не порок», «Без вины виноватые» и другие. Декорации, костюмы и другая бутафория брались напрокат в Нижегородском драматическом театре. Спектакли проходили в помещении школы и, как правило, при переполненном зале.

Революция разбудила крестьянское население села от вековой спячки, оживила людей. Люди, одурманенные религией, посещавшие в свободное время лишь церковь, в первые годы революции с энтузиазмом тянулись к знаниям, культуре и искусству. С другой стороны и сельские учителя, освободившиеся от притеснения и произвола царского самодержавия, от полицейского надзора, с большим энтузиазмом включились в общественную жизнь села, продолжая традиции прогрессивной русской интеллигенции «идти в народ», то есть нести ему грамотность и знания.

Оранский народный университет должен был финансироваться уездным Политпросветом, но ввиду финансовых затруднений, связанных с гражданской войной, средства от него не поступали. Организационные расходы университета покрывались первое время субсидиями волостного и сельских Советов, которыми было собрано 70 тыс. рублей. В то время это была очень маленькая денежная сумма, ввиду большого падения курса рубля. Значительную помощь оказывали сборы от спектаклей драматического кружка.

Руководитель оранских коммунистов Ковалев И.М. попытался было, в силу своей крестьянской наивности, попросить денежную помощь университету у архимандрита Оранского монастыря, но получил отказ. Впоследствии об этом архимандрит Аркадий  сделал запись явно в издевательском тоне: «Вечером        23 февраля 1921 года меня призвали в Совет коммунистов… где И.М.Ковалевым произнесена мне целая лекция о благотворительности с просьбой пожертвовать 500 тыс. рублей для их университета». (ГАГО, ф.588, д.438а, стр.15)

Ввиду финансовых трудностей, 18 мая 1921 года, по постановлению уездного политпросвета, Оранский народный университет был реорганизован в долгосрочные курсы повышенного типа. Таким образом, Оранский народный университет просуществовал всего шесть месяцев. Однако и за это короткое время он оставил заметный след в общественно-политической и культурной жизни села Оранки, несмотря на то, что не смог осуществить многие свои замыслы и планы. Об Оранском народном университете в сентябре 1972 года была опубликована статья в газете «Горьковская правда».

 

Эта книга, напечатанная на машинке в 1995 году заведующей Оранской сельской библиотекой Татьяной Александровной Ковалевой,  послужила началом культурно- просветительской  деятельности в селе  Оранки в конце ХХ века, когда в мае 1995 года  впервые был проведен праздник «День славянской письменности и культуры»  совместными усилиями Оранской основной школы, Оранской сельской библиотекой, Оранского Богородицкого монастыря. Впоследствии этот праздник стал проводиться регулярно в течение 25 лет. Об этом писали основатели славной традиции в своей статье в «Богородскую газету».

                                                                         День славянской письменности и культуры

                                                                                                      в селе Оранки

Праздник  День славянской письменности и культуры является визитной карточкой села Оранки  Богородского района.

Пожалуй, это единственное село Нижегородской области (да и не только этой области), которое с таким размахом отмечает это событие. Кто только ни приезжал из представителей русской интеллигенции на наши праздники: Валерий Шамшурин, Борис Руббах, Михаил Садовский, Евгений Шишкин, Людмила Калинина, Владимир и Надежда Жильцовы, Геннадий Патаракин, Мария Сухорукова, Евгений Садулин, Леонид Крайнов-Рытов (нижегородская интеллигенция); Татьяна Петракова, Татьяна Шевченко, Зинаида Иноземцева, Евгений Карунин, Андрей Курбатов, Любовь Гладких, Марина Новицкая (московская интеллигенция) - и многие другие…

Первый праздник в мае 1995 года открывали начальник отдела культуры Богородской администрации Вера Викторовна Мамыкина и  директор  МУК «Богородская Централизованная библиотечная система Нижегородской области» Вера Ивановна Бухарова, а в числе гостей были богородские краеведы – диакон Алексей Бондарь, Игорь Окунев, Николай Пчелин, Татьяна Куколева  и работники Централизованной библиотечной системы Нижегородской области.

Надо отметить, что в проведении этого праздника большую роль играет Оранский Богородицкий монастырь, являясь центром паломничества всех наших гостей.

Начало празднованию Дня славянской письменности и культуры в селе Оранки  положила апробация программ духовно-нравственного воспитания «Родники» и «Путешествие к истокам» доктора педагогических наук  Елены Борисовны Евладовой и доктора педагогических наук Татьяны Ивановны Петраковой (г. Москва),  а также программы кандидата филологических наук Марины Юрьевны Новицкой (г. Москва) «Наследие» в детском саду и «Введение в народоведение» в Оранской основной школе, расположенной в здании (к сожалению, до 1999 года), построенном земством в 1911 году.  

Оранская сельская библиотека также расположена в здании земского Народного дома, построенного в 1904 году, и имеет свою интересную историю развития, что придает дополнительный культурологический интерес библиотеке как памятнику земского строительства.

В 1995 году на базе сельской библиотеки  с помощью учителей и учеников школы, родителей, жителей села был организован историко-этнографический  зал – музей «Русская изба», в котором был воссоздан облик исторического здания (снят слой штукатурки до основных бревен, сложена русская печь, восстановлен дощатый пол) и были собраны экспонаты для интерьера русской избы из домов местных жителей (мебель, кухонная утварь, домашние ремесленные станки, предметы сельхозинвентаря, одежда, обувь, рукоделие, фотографии и т.д.).

Созданный зал-музей, присоединивший впоследствии экспозицию «Земство: история и современность», стал  активно использоваться для проведения экскурсий, школьных уроков и факультативов по культурологическим программам, разработанным на основе комплексных программ «Родники» для начальной школы и  «Путешествие к истокам» для 5-7 классов, внеурочных мероприятий школы и детского сада (посиделки, фольклорные классные часы и др.).

Впоследствии к проведению Праздника славянской письменности и культуры подключился  Центр русской традиционной культуры «Ковчег», созданный в 1999 году в стенах сельского клуба. Основная деятельность Центра имела культурно-эстетическую направленность: народный театр, хор русской народной песни, кружки (лепка из глины и пластилина, фитодизайн, лоскутное шитье). На его базе проводились вернисажи местных, богородских и нижегородских художников; спектакли и концерты; вечера песни и романса;  встречи выпускников и проводы в армию, юбилеи и праздничные огоньки.

Мероприятия, посвященные празднованию Дней славянской письменности и культуры,  стали проходить с привлечением различных творческих коллективов, таких как театральная студия  школы №981 (г. Москва), интегративный театр «Колокольчик» Общественной благотворительной организации инвалидов с детства «Преодоление» (г. Нижний Новгород), Семейное творческое объединение «Славяне» (г. Богородск) и др.

С 2008 года  празднование Дня славянской письменности и культуры в селе Оранки стало проходить  в рамках «Славянских дней», которые организовывало Волго-Вятское отделение Международной славянской академии славянской академии науки, образования, искусств и культуры (МСА).

Отрадно осознавать, что Праздник славянской письменности и культуры наконец-то начинает приобретать государственный масштаб и что наши усилия возродить духовность и культуру в селе Оранки были не напрасны.

В настоящий момент  мы озабочены сохранением  общественного музея в бывшем Народном доме и разработали проект создания модели культурно-просветительского центра «Народный дом» путем взаимодействия социума села, в том числе,  и сотрудничества с Русской Православной Церковью.

 Этот проект поддержан нашими партнерами, в первую очередь, Волго-Вятским отделением МСА, подтверждающим «высокий статус мероприятий, проводимых общественниками села и работниками библиотеки на его площади».

В своем письме поддержки проекта «Народный дом»  ведущий сотрудник Федерального института развития образования М.Ю. Новицкая, отмечает, что этот проект «объединяет в себе такие формы деятельности, которые интересны и максимально полезны как детям, так и взрослым, тем самым, создавая уникальное поле для гармоничной социализации и строительства гражданского общества».

В мае 2019 года двадцатый пятый   раз прошло юбилейное празднование  Дней славянской письменности и культуры, куда мы пригласили всех, кому интересна история нашей малой родины – села Оранки.

 

Пример проведения такого праздника под девизом «Слава вам братья, славян просветители! в 2015 году опубликован в рубрике «Стоит село святое» журнала «Здравница» на сайте Нижегородского Благовещенского мужского монастыря.                   

С 1997 года в Оранках стали проводиться историко-краеведческие  чтения, сначала в Оранской основной школе, впоследствии в Оранской сельской библиотеке и Центре русской традиционной культуры. О том, как  проводились «Оранские чтения» в 2013  и 2016 годах, тоже рассказывалось в журнале «Здравница»  (blagomm.ru) и в «Богородской газете»

 

                                                                                             «Оранские чтения» - 2013

 

С 4 по 6 октября 2013 года в селе Оранки Богородского района прошли  традиционные историко-краеведческие  «Оранские чтения», которые  в этом году  были посвящены 20-летию начала возрождения одной из самых выдающихся святынь Нижегородской земли - Оранского Богородицкого монастыря.

Участниками мероприятия стали жители села, работники культуры и образования, краеведы, представители общественных организаций, а также педагоги и волонтеры из города Эссен (Германия) – побратима Нижнего Новгорода, которые приезжали в Оранки 4 октября.

Поэтому мы сразу окунулись в атмосферу встречи с нашими немецкими друзьями, как со старыми, приезжавшими в прошлом году, так и с новыми, с которыми мы познакомились в процессе экскурсии по ансамблю Оранского Богородицкого монастыря.

Сопровождал экскурсионную группу из Германии депутат Нижегородской Городской Думы Александр Вячеславович Благов.

Гости с большим вниманием слушали историю Оранской обители, нередко прерывая ее вопросами.

Так как наши немецкие гости были довольно долго в дороге, их сразу пригласили на трапезу. Во время обеда они смогли попробовать блюда постной монастырской кухни, за которую искренне благодарили поваров.

Затем состоялось знакомство с храмами Оранского Богородицкого монастыря, покорившими гостей своим убранством. И хотя в соборе в честь Оранской Владимирской иконы Божией Матери в это время проходили реставрационные работы, его красота вызвала удивление и восхищение.

Умывшись в святом источнике и испив святой воды, гости из Германии посетили музей Народного Дома, где познакомились более подробно с документами по истории лагеря военнопленных «Оранки-74», фотографиями того времени и современными снимками кладбища-мемориала.

Экспонаты музея рассказали о быте крестьян села  Оранки ХIХ – начала ХХ века, советского периода, о деятельности земства  Нижегородской губернии.

5 октября в Оранской  сельской библиотеке состоялся круглый стол «Страницы истории Оранского Богородицкого монастыря и села Оранки» (Материал Пчелина Н.А.)          

А 6 октября  рамках «Оранских чтений» Общественная благотворительная  организация инвалидов с детства г. Нижнего Новгорода «Преодоление» (председатель Паскаль Вера Петровна)  и Совет общественного самоуправления пос. Светлоярский и 7-го микрорайона  (председатель Акулина  Наталья Юрьевна) сообща организовали  экскурсию в село Оранки.  Подготовку к поездке участники ОБО «Преодоление» начали, получив благословение наместника Благовещенского мужского монастыря архимандрита Александра  (Лукина).

Группа детей и родителей прибыла в Оранский Богородицкий монастырь к началу Божественной литургии. Все приложились к чудотворной Оранской Владимирской иконе Божией Матери, постояли на службе, поставили свечи. После богослужения паломников благословил на добрые дела наместник Оранского Богородицкого монастыря архимандрит Нектарий (Марченко)

Кто желал, окунулись в воды Святого источника.

Как обычно,  была пешеходная экскурсия по монастырю, удивила и трапеза, которую  сопровождало чудесное пение канареек, словно в райском саду.

В этот воскресный день и погода выдалась на удивление теплая и солнечная, давая  возможность полюбоваться всеми красками золотой осени.

Программа поездки завершилась посещением музея «Народный дом». В одном из  залов музея, посвященном 40-60-м годам прошлого столетия, многие увидели незнакомые им предметы (пишущие машинки, арифмометры, радиолу, патефон с пластинками),  что вызвало большой интерес. Особенно заинтересовали детей стеклянные негативы, переданные в дар музею от родственников оранского фотографа  40-60-х годов С.А.Долгова. Детям,  привыкшим к цифровым технологиям, такие предметы даже трудно было представить.

После экскурсии из фондов музея «Народный дом» в дар благотворительной программе «Русская изба», реализуемой ОБО «Преодоление», были переданы подлинные реликвии: старинный лапоть и хорошо сохранившаяся глиняная плошка (начало XX в.).

Общественная благотворительная организация инвалидов с детства  г. Нижнего Новгорода «Преодоление» выражает искреннюю  благодарность депутату Нижегородской Городской Думы Дмитрию Викторовичу Кузину за оказанную финансовую поддержку этой поездки.

Фотографии на память позволят гостям «Оранских чтений» не забывать нашу гостеприимную землю.

 

                                                                                        Сохранить духовную основу

 

В начале октября 2013 года в селе Оранки Богородского района в 17-й раз прошли традиционные историко-краеведческие  «Оранские чтения», которые  в этом году  были посвящены 20-летию начала возрождения одной из самых выдающихся святынь Нижегородской земли - Оранского Богородицкого монастыря.

Программа, рассчитанная на один день, неожиданно (конечно, Промыслом Божиим), развернулась на три  дня: с 4 по 6 октября.

5 октября в Оранской  сельской библиотеке состоялся круглый стол «Страницы истории Оранского Богородицкого монастыря и села Оранки», посвященный истории малой родины.

Перед началом мероприятия многие его участники  посетили Оранский Богородицкий монастырь и постояли на службе – воскресной Литургии.

В 20-е годы Оранский Богородицкий монастырь пережил тяжелые страницы своей истории: следственные дела против  создания трудовой артели из насельников монастыря и кредитной  организации в 1921-28 гг., закрытие монастыря и размещение на его территории прихода, а также различных советских организаций, о чем подробно рассказывается в книге оранского краеведа Степанова Ивана Яковлевича.

Интересным фактом того времени является судьба одного из иеромонахов Оранского монастыря – Нектария (Семенова): с 1908 года монах Оранского монастыря, с 1916 года  – иеромонах Оранского монастыря до 1928 года.  Арестован 18 ноября 1927 года, предъявлено обвинение в том, что он, являясь иеромонахом Оранского монастыря, активно в корыстных целях участвовал в деятельности подпольной кредитной организации, созданной архимандритом Димитрием Архангельским и председателем церковного совета Андреяновым,  Постановлением Особого совещания при коллегии ОГПУ от 27 апреля 1928 года подвергнут высылке в Сибирь на 3 года. (ф. 2209, оп.3, д. 18416, лл.995 с об.)

Снова арестован 7 октября 1937 года, будучи священником церкви в честь Рождества Иоанна Предтечи в селе Ивановское Богородского района, по обвинению в антисоветской агитации, и хотя иеромонах Нектарий вины своей не признал, 23 октября заседанием  Особой Тройки УНКВД по Горьковской области осужден и  приговорен к ВМН – расстрелу с конфискацией личного имущества (расстрелян 1 ноября 1937 года в тюрьме г. Горького). (ф.2209, оп.3, д.18262).

Поскольку 5 октября – Всероссийский День учителя, то важной темой круглого стола  были сообщения об учителях Оранской сельской школы, ведущей свое начало с 1880 года, а в настоящий момент, к большому сожалению присутствующих, прекратившей свое существование в качестве самостоятельной единицы учреждения народного образования.

Из воспоминаний ныне покойного жителя села Оранки, бывшего директора Оранской школы в конце 40-х – начале 50-х годов, затем председателя колхоза, краеведа Александра Николаевича Кибирева, написанных им в 70-е годы ХХ века:

«До ХIХ столетия население деревни было сплошь неграмотным, лишь в середине века приходским священником из с. Ивановское было обучено несколько мальчиков чтению и письму. Первая школа была открыта в 1880 году, и первым учителем был Ласточкин Владимир Николаевич. Специального здания не было, и занятия проводились в доме Лощилова Степана Михайловича… Позже из старых зданий была школа посреди деревни (села Оранки – ред.), где проживает  сейчас Приписнов Владимир Николаевич, но так как здание было ветхое, то в 1903 году на этом месте была построена новая школа. Она была очень небольшая, а к этому времени уже почти все родители посылали детей в школу. Пришлось арендовать еще в доме Осипова Степана одну комнату на втором этаже.

В 1910-11 годах Нижегородским уездным земством была построена новая двухклассная школа, здание которой несколько раз ремонтировалось, но служит до сих пор» (к несчастью, это здание школы сгорело в 1999 году, и на его месте установлен памятный камень с надписью «Родная школа! Светлый образ твой мы все в сердцах своих храним.  Благодарные учителя и ученики» – Ред.).

А более подробно о некоторых учительских династиях и семейных парах рассказали их родственники. В частности, в селе существует династия-«рекордсмен» по числу учителей и преподавателей высших школ.

Это династия Кибиревых, ведущих свое начало от Николая Андреевича Кибирева, бывшего урядника, активного участника крестных ходов с Оранской иконой Божией Матери, члена приходского совета при Оранском монастыре в 20-е годы, репрессированного вместе с иеромонахом Нектарием в 1937 году, но дожившего до 1952 года.

Почти  половина его детей стали первыми советскими учителями: сыновья Александр и Алексей с женами, дочери Екатерина и  Евдокия. Затем пошла плеяда внуков:  Лидия, Ирина, Вера, Елена, Мария (школьные учителя), Николай – преподавал в Высшей школе внешней разведки, кандидат технических наук; затем – правнуков: Галина, Елена. Два праправнука – Алексей и Иван – закончили педагогические вузы, но, к сожалению, не стали учителями.

Трое из династии – Отличники народного образования, одна – кандидат педагогических наук.

Очень эмоционально и подробно рассказала о своих родителях – Кибиревых Алексее Николаевиче и Надежде Степановне -  их дочь Рогожина Земфира Алексеевна, показала фотографии далеких лет их учительской деятельности.

 Ее рассказ, записанный на видео участником круглого стола, краеведом Малышевым Андреем Вячеславовичем, может послужить хорошим приложением к уроку по истории народного образования для сельских школьников.

                                                                           Рогожина З.А. рассказывет о своих родителях

 

 Ведь начинали свою учительскую деятельность Кибиревы как сельские учителя в селах Богородского района: Ивановском, Афанасьеве, Оранках, Шонихе. В годы войны, когда Алексей Николаевич уходил на фронт, директором Афанасьевской сельской школы вместо мужа стала Надежда Степановна, а в конце 40-х годов, когда Алексея Николаевича  по ложному доносу арестовали, затем исключили из партии и сняли с работы, глава семьи вынужден был завербоваться в Карелию, где продолжал работать учителем, а Надежда Степановна с дочерью переехала в Оранки и работала учителем в Шонихе, проходя каждый день туда и обратно по 8 километров. Вот какие это были учителя!

                                                                                 Учителя Афанасьевской сельской школы

 

Двадцать лет (с 1953 года) директором Оранской школы был Беспалов Дмитрий Степанович, который не являлся  уроженцем села, но дети его, внуки и правнуки  до сих пор живут в Оранках. Материал о семье учителей Беспаловых – Дмитрии Степановиче и Евгении Васильевне – собрали их сын Владимир и сноха Татьяна.

Основной заслугой Беспалова Д.С. как директора стало строительство интерната для  школьников, живуших в соседних деревнях: Вязовце, Шонихе, Ягодном, Ивановском, а также капитальный ремонт деревянного здания школы. Так, в 1960 году был пристроен дополнительный угол для спортивного и актового  залов.

А здание интерната до сих пор используется в полную меру: в нем последнее находилась сельская администрация, после пожара в 1999 году – Оранская основная школа, а в настоящее время – фельдшерско-акушерский пункт, Дом культуры и сельская библиотека, где и проходил круглый стол.

Интересный фактический материал о семейной паре оранских учителей – учителе физики Ершове Александре Николаевиче и учительнице математики Ларичевой Ираиде Ивановне – прислал их сын Михаил Ершов.

Это копии  трудовых книжек родителей, начинавших свою деятельность в 30-х годах в других регионах России, но проработавших большую часть жизни и закончивших ее в селе Оранки (оба похоронены на местном кладбище).

Участники круглого стола, в том числе бывший сотрудник Нижегородского института  развития образования Винокурова Луиза Анатольевна (в девичестве Марахова), поделились своими воспоминаниями об еще одном феномене духовной культуры села Оранки – народном театре, который существовал в 40-50-е годы прошлого столетия. Руководителями этого театра были самодеятельные режиссеры Новиков Владимир Афанасьевич и Васильева Александра Даниловна, а участниками – многие жители села, «от мала до велика», в первую очередь, сотрудники лагеря военнопленных, а потом детской колонии на территории Оранского Богородицкого монастыря.

На сцене сельского клуба, вмещавшего до 300 зрителей, были показаны десятки спектаклей как  русских классиков ХIХ века (например, пьесы А.Н.Островского), так и советских авторов.  На этих пьесах были воспитаны сотни оранских детей, впервые познакомившиеся с таким явлением духовной культуры, как театральное искусство.

Надо отметить, что в 40-е годы в спектаклях принимали участие и военнопленные лагеря «Оранки-74», многие из которых также впервые познакомились с произведениями русской классики, в частности, с пьесой Н.В. Гоголя «Ревизор».

Фотографии по истории народного театра были любезно представлены уроженкой села Оранки Симоновой Ириной Семеновной,  у которой бабушка Мария Семеновна Львова, отец Семен Иванович Львов и мать Софья Яковлевна Степанова (Львова) являлись активными участниками всех спектаклей и концертов народного театра. Стенд, посвященный этому культурному явлению села Оранки, занял свое место в музее Народного дома, а все участники круглого стола с интересом рассматривали копии фотографий-эпизодов спектаклей.

                                                       Львова М.С. и Степанова С.Я.                               Львов С.И. и Букин Г.П.

 

Традиции народного театра сохранялись и в Оранской сельской школе в 90-е годы ХХ века, когда учителями ставились спектакли с участием учеников, а с 1994 года в село Оранки стали приезжать московские школьники театральной студии под руководством талантливой актрисы и педагога Балахоновой Людмилы Григорьевны, безвременно ушедшей из земной жизни  в 2010 году. К сожалению, в настоящее время эта традиция прервалась.

Но остались отдельные личности, сохранившие тягу к самодеятельному театральному искусству, и одна из них – Софья Ивановна Маврина – прочитала проникновенные стихи собственного сочинения, исполнила русскую народную песню «Хуторок» и поделилась своими воспоминаниями о народном театре.

Литературно-поэтическую программу открыл нижегородский поэт, постоянный автор рубрики «Чистые родники»  журнала «Здравница», Андрей Борисов, прочитавший свои проникновенные стихи, в том числе, посвященные святому селу Оранки; продолжил богородский поэт, журналист и краевед Николай Пчелин, постоянный   участник и самый искренний друг «Оранских чтений»; а завершил председатель Оранского совета ветеранов, уроженец Оранок и местный поэт Александр Мишуков, который напомнил о сборниках оранских поэтов, изданных по инициативе совета ветеранов под редакцией Николая Пчелина.

 В частности, он прочитал свои стихи памяти  Юрия Александровича Маврина, оранского поэта и учителя русского языка и литературы, и Екатерины Васильевны Кибиревой, учительницы начальных классов Оранской школы,  а также стихи Александры Даниловны Васильевой об истории села Оранки и народном театре.

Своими мнениями по существу затронутых проблем обменялись и другие участники встречи: директор воскресной школы при храме в честь Живоначальной Святой Троицы г. Нижнего Новгорода Людмила Михайловна, нижегородский краевед Андрей Вячеславович Малышев, житель села Оранки Смирнова Тамара Александровна, сотрудница Благовещенского мужского монастыря Борисова Надежда Анатольевна.

На заседании круглого стола было принято решение собрать  все имеющиеся материалы об истории  села  в тесной связи с историей Оранского Богородицкого монастыря во всех аспектах их деятельности (трудовой, образовательной, культурной и др.), начиная с ХVII  века и до наших дней, и издать их отдельной книгой.

И в качестве духовного наставления хочется здесь привести стихи, найденные в 1927 году у иеромонаха Нектария органами ОГПУ и предъявленные ему в качестве обвинения в антисоветской деятельности.

 

НЕ МСТИ

 

О, не мсти никогда за обиду врагам,

Не стремись причинять им страданья.

Ты изныл бы потом от раскаянья сам

И не знал бы себе оправданья.

Твоя совесть и стыд истомили б тебя,

Ты нигде не нашел бы покоя…

Нет, не мсти… Но, жалея врага и любя,

Ты отмсти ему местью иною…

Ты прости, и за зло ты заплатишь добром,

Верь: тогда в нем совесть скоро проснется -

И раскается он в поступке дурном,

Злобы сам он своей ужаснется…

И придет он тогда с примиреньем к тебе,

И вину пред тобою искупит…

Только тот и велик и бесстрашен в борьбе,

Кто от сердца прощает и любит!

 

А 6 октября  рамках «Оранских чтений» Общественная благотворительная  организация инвалидов с детства  г. Нижнего Новгорода «Преодоление», получив благословение наместника Благовещенского мужского монастыря архимандрита Александра  (Лукина), продолжила «Оранские чтения»

Мы выражаем большую благодарность Малышеву Андрею Вячеславовичу, безвозмездно предоставившему нам фото- и видеоматериалы нашего мероприятия, а также Букину Константину Геннадьевичу, сделавшего фотографии экспозиций музея Народного Дома и народного театра.

 

Неожиданным подарком для Оранских краеведов стали стеклянные негативы, найденные на чердаке оранского дома  жителем села Юрием Агафоновым.

И об этом событии было рассказано Власовой Еленой Ивановной в журнале «Здравница».

                                                                                                                                                                                          

                                                                                                  Счастливая находка

 

Жил в селе Оранки очень интересный и незаурядный человек – Сергей Александрович Долгов. Родился он 5 октября 1914 года  в городе Павлове Нижегородской области, жил и работал там,  но в 1941 году, сразу же после начала Великой Отечественной войны, был призван в армию рядовым и направлен в спецлагерь для интернированных чехов, а затем, с 1943 года  - лагерь для военнопленных германской армии.

Был он очень хорошим фотографом и выполнял в лагере работу, связанную с этой своей специальностью – фотографировал лица и события. Сергей Александрович вскоре женился на оранской девушке – Таисии Колесовой, с которой прожил долгую жизнь в деревянном доме, построенном немцами для работников спецлагеря «Оранки-74» (этот дом сохранился до сих пор недалеко от Оранского Богородицкого монастыря).

Сергей Александрович, действительно, был незаурядным человеком, так как помимо фотографии увлекался театральным искусством и участвовал активно во всех спектаклях  Оранского народного театра, исполняя, в основном, комические роли. И,  благодаря ему, сохранились уникальные фотографии почти всех спектаклей, репетиций, участников народного театра, которые хранятся в альбомах их детей и внуков.

                                                                               В спектакле «Свадьба в Малиновке» (слева)

 

В музее Народного дома в октябре 2013 года была представлена экспозиция из этих фотографий, которая вызвала большой интерес гостей и участников «Оранских чтений», а  также жителей села, помнивших те славные времена, когда культурная жизнь в селе кипела ключом.

Долгов  тесно дружил с моими родственниками – Кибиревыми, Степановыми, Львовыми -  работавшими вместе с ним в лагере и играющими в народном театре. И многие эпизоды общей военной и послевоенной молодости запечатлевал на своих снимках, которые, по технологии того времени,  хранил на стеклянных негативах. А напечатанные с этих негативов фотографии оседали в альбомах его многочисленных друзей.

                                  С.А. Долгов с женой Таисией (слева первая) и подругами жены – сестрами Кибиревыми.

 

А также, приезжая в свой родной город, оставлял на память снимки родных и близких ему людей. Детей своих у Долговых не было, но он очень любил своих племянников, с одной из которых, Маргаритой Федоровной Рыбочкиной, мне довелось в своей жизни встретиться дважды.

В 1963-66  годах мы с родителями жили в городе Павлове, и я училась в средней школе №10, где меня принимала в пионеры старшая пионервожатая Маргарита Федоровна (тогда я, конечно, не знала, что она имеет родственные отношения с дядей Сережей Долговым).

А в 2002 году мы снова встретились с Маргаритой Федоровной в православном лагере «Сосновый Бор», где я была старшим воспитателем, а она завхозом, и провели целую смену в дружеских беседах по вечерам перед сном, так как жили в одной комнате. Тогда-то я и узнала, что у нее есть родной дядя, Сергей Александрович Долгов, который умер в 2000 году (жена Таисия Николаевна умерла в 1996 году, оба похоронены на Оранском сельском кладбище) и свой «немецкий дом» завещал племянникам, продавшим этот дом другим хозяевам.

И вот именно на чердаке этого дома новыми хозяевами было найдено несколько картонных коробочек со стеклянными негативами, которые по счастливой случайности не были выброшены, а переданы в музей Народного Дома.

По инициативе  краеведа Малышева Андрея Вячеславовича, участника «Оранских чтений-2013»,  эти негативы были отцифрованы, и мы смогли «встретиться» с друзьями и родственниками Сергея Александровича, среди которых многих предстоит еще узнать с  помощью  Маргариты Федоровны, продолжающей жить в  Павлове – любимом городе моего детства.

А также установить точные даты всех снимков и личности многих сослуживцев Сергея Александровича Долгова, пока живы некоторые участники тех событий: Кибирева Екатерина Николаевна, 4 ноября 2013 года отметившая свой 100-летний юбилей, Степанов Николай Яковлевич  и семья Назаровых -  родственников Долговых»

 

К сожалению, из названных оранских старожилов на сегодняшний день в живых остался только Николай Яковлевич Степанов, который в феврале 2021 года будет отмечать свой 95-летний юбилей. Хотелось бы, чтобы в день его рождения старейшему и  заслуженному жителю  Оранок  было присвоено почетное звание гражданина этого славного села.

 

А в 2014 году в день 20-летия Оранского Богородицкого монастыря в журнале «Здравница» и на сайте Оранского Богородицкого монастыря был размещен материал, рассказывающий не о противостоянии села и монастыря, как это было в начале ХХ века,  а о взаимодействии в современных условиях.

К сожалению, в настоящее время уменьшился масштаб проводимых в селе Оранки мероприятий, хотя их организаторы надеются продолжить слегка угасающие традиции культурной жизни  с помощью реализации проекта «Музей под открытым небом села Оранки», координационным центром которого станет «Народный  Дом».

 

В добавление к выше изложенному хочется рассказать об издательской деятельности Общественной организации «Историко-культурный центр «Народный дом» села Оранки».

Как уже упоминалось, в 2014 году вышел в свет сборник «Стоит село святое» (предисловие к которому написал Николай Алексеевич Пчелин, наш давний  соратник  и помощник во многих делах и начинаниях.

В 2015 году  увидел свет второй сборник «Духовные смыслы», изданный на пожертвования неравнодушных  к культуре (в первую очередь, православной) и истории жителей Нижегородской области.

Предисловие к нему написал Дмитрий Сергеевич Угрюмов, член Волго-Вятского отделения Международной славянской академии, прекратившего свое существование в 2016 году.

А в 2016 году был выпущен сборник «Открытие забытого имени», посвященный памяти Алексея Константиновича Воскресенского, в иночестве иеромонаха Димитрия. Предисловие к нему снова написал Николай Алексеевич Пчелин, который выступал и спонсором издания. Он же включил туда свое стихотворение.

"Небесная сладость молитвы"

(Выражение Алексея Воскресенского)

 

В тупых революциях, битвах

Друг с другом - кровавый тупик.

Небесную сладость молитвы

Навряд ли поймет большевик.

Неужто в лаптях и лишеньях

Понять не сумеет народ -

Не ненависть, а всепрощенье

К спасенью души приведет?

Визжа о свободе и братстве,

Вожди нас зовут к топору,

Забыв: нет ценнее богатства -

Идти на поклон к алтарю,

Где свечками чисто мерцает

Сиянье, дрожание, блик

И где над людскими сердцами

Вселенский возносится лик.

Пусть площади криком залиты

И горек Руси нашей вид -

Небесная сладость молитвы

От ран и страстей исцелит.

 

Все три  сборника изданы «Печатным домом «Вариант» г. Богородска в количестве 50 экземпляров каждый сборник и были подарены авторам и спонсорам, а также  вошли в фонд Оранской сельской библиотеки. И хочется найти заинтересованных  ценителей исторической правды, которые смогли бы переиздать эти сборники большим тиражом.